понедельник, 10 ноября 2008 г.

Долги ритейловых сетей. Промежуточный отчет по исследованию


Содержание:

А. Типы долговых ситуаций

Банкротство (Гроссмарт)
Борьба с кредиторами (Банана-мама)
Поиск альтернатив (Самохвал)
Пережидание (Мосмарт)
Предупреждение проблем (Монетка)

Б. Индикаторы, свидетельствующие о возможности сложных долговых проблем

В. Методы противодействия взысканию

Г. Эффективные методы взыскания долгов

Д. Дополнительные примеры типичных долговых ситуаций:
«Наследуемые» долги организаций. Задолженность ООО «УралАгроИмпорт»-ООО «Продуктовая палата» (организации А.А.Оглоблина — президента сети супермаркетов «Елисей» (г. Екатеринбург).

Основные выводы:



1. В ходе оказания коллекторских услуг выявлено, что особенности структуры крупных ритейловых сетей таковы, что при неблагоприятном развитии событий (банкротство и т. д.) поставщикам трудно будет получить удовлетворение своих требований за счет имущества холдинга, т. к. оно обеспечивает, прежде всего, интересы кредитных организаций и держателей облигаций и сосредоточено в других организациях, нежели долги перед поставщиками.
Соответственно, поставщики недостаточно защищены от возможных злоупотреблений сетей. Пример: ГК Банана-мама сейчас может выйти на часть поставщиков с предложением выкупить собственный долг с дисконтом и некоторые из них, с большой долей вероятности, согласятся, хотя понесли существенные потери из-за задержки оплаты.
Решением данной проблемы может стать практика заключения договоров с поставщиками от организаций, которые владеют активами сетей либо поручительство этих организаций по договорам поставки, заключенным с организациями, специализирующимися на закупках.

2. В период кризиса повышается актуальность соединения сложных юридических услуг (сопровождение банкротства, слияний-поглощений и т. д.) с технологиями корпоративного коллекторства (PR-сопровождением взыскания и т. д.). По отдельности юридические и коллекторские услуги не всегда эффективны, т. к. динамика развития долговых ситуаций ритейловых сетей (выжидание-противодействие взысканию-банкротство) обуславливает важность синтеза.
А. Типы долговых ситуаций

А1. Банкротство (Гроссмарт)
Идет процедура банкротства. Большое количество требований поставщиков и кредиторов как подтвержденных решениями судов, так и неподтвержденных, весьма вероятно, останутся без реального удовлетворения.
Всего подано около 800 исков. Примеры некоторых крупных исков: Юниаструм банк 185 250 838,51, Юникредитбанк 356 734 405,44, Сведбанк 5 275 416,34 долларов, Альфабанк 371 408 563,97 и др..

А2. Борьба с кредиторами (Банана-мама)
Сеть продолжает работу, но сокращается ассортимент и количество магазинов. Задолженность возвращается только некоторым (в основном наиболее крупным) поставщикам и кредиторам. Сеть использует различные варианты для усложнения взыскания задолженности.
Вероятно продажа сети (или привлечение кредита под залог доли в компании) для выплаты по облигациям. В настоящее время произошел технический дефолт по одному из выпусков облигаций.

А3. Поиск альтернатив (Самохвал)
Сеть продолжает работу, но сокращается ассортимент. Задолженность возвращается только некоторым (в основном наиболее крупным) поставщикам и кредиторам. Поставщики получили предложение увеличить отсрочку платежа с 1 до 3 месяцев, некоторые получили предложение заморозить долг на полгода под 16 % годовых и личное поручительство владельца сети Дмитрия Кувшинова)
Часть недвижимости выставлена на продажу, но с эта инициатива может не принести необходимого эффекта из-за неясности цен на коммерческую недвижимость.

А4. Пережидание (Мосмарт)
Сеть продолжает работу. Задолженность возвращается только некоторым (в основном наиболее крупным) поставщикам и кредиторам. Поставщики получили предложение увеличить отсрочку платежа с 1 до 3 месяцев.
Получена государственная поддержка (через кредит Сбербанка) для выплаты по облигациям. Получение поддержки отчасти обусловлено наличием недвижимости для залога.

А5. Предупреждение проблем (Монетка)
Сеть продолжает работу. Долговые проблемы решаются по мере их обозначения.



Б. Индикаторы, свидетельствующие о возможности сложных долговых проблем

Б1. Общая характеристика индикаторов
1. Иски поставщиков к сети
В период стабильности поставщики очень редко предъявляют иски к крупным сетям. Даже в сложной ситуации они стараются использовать переговорные технологии, т. к. предъявление иска часто означает окончание сотрудничества с крупным покупателем.
В кризисной ситуации появляются иски, которые обусловлены следующими факторами:
наличием у некоторых поставщиков инсайдерской информации о проблемах сети;
очень длительным временем неисполнения обязательств и крупной для данного поставщика суммой задолженности (опыт анализ имеющихся случаев показывает, что просрочка может достигать полугода);
возникновением финансовых проблем у самих поставщиков.
В настоящее время появление исков в отношении крупных торговых сетей достаточно легко отслеживать по публикации информации на сайтах арбитражных судов. Соответственно, поставщикам целесообразно проводить мониторинг исков в отношении покупателей (при этом стоит обратить внимание на пункт о подсудности в договоре, т. к. многие сети устанавливают договорную подсудность и поставщикам из регионов приходится обращаться в Арбитражный суд города Москвы).

2.Информация о чрезмерной долговой нагрузке, иная информация для инвесторов (прежде всего, держателей облигаций)
Кризис обусловил ситуацию, когда специфической информацией о состоянии сети начинают интересоваться не только лица, которые ищут объекты для инвестирования, но специалисты по взысканию задолженности. Наиболее важна информация о:
общей долговой нагрузке и специфике обязательств сети;
сроках погашения облигаций и оферт по ним.
Эта информация может быть использована не только для выявления возможности возникновения долговых проблем, но и для планирования взыскания, т. к. перед датами выплат по облигациям сети особенно заинтересованы в отсутствии негативной информации, которая может обусловить предъявление большего объема облигаций к выкупу.

3. Сведения о срыве продажа сети
Появление информации о возможной продаже сети, а затем распространение сведений об отказе покупателя или срыве переговоров может быть связано с результатами юридического (Due Diligences) или экономического анализа положения сети. Срыв продажи, особенно перед периодом погашения облигаций, возврата кредитов и т. д. Часто толкает руководство сети на злоупотребление более сильным, по сравнению с поставщиками, положением, что выражается в просрочках оплаты товара или в отказе от его оплаты.

4) Выявление связи бизнесов
Этот сигнал важен, когда проблемы одного направления могут решаться за счет другого. Например, возможно, именно такая ситуация была с Бананой-мамой и Эльдорадо. Напомним, что последней сети были предъявлены налоговые претензии более чем на 15 млрд. рублей, а затем усугубились долговые проблемы.

Б2. Индикаторы долговых проблем отдельных компаний
Гроссмарт
Индикаторы по времени их появления:
сведения о срыве продажи бизнеса;
информация о чрезмерной долговой нагрузке;
большое количество исков поставщиков.

Банана-мама
Индикаторы по времени их появления:
информация о чрезмерной долговой нагрузке;
большое количество исков поставщиков;
сведения о срыве продажи бизнеса.

Самохвал
Индикаторы по времени их появления:
информация о чрезмерной долговой нагрузке;
большое количество исков поставщиков.

Мосмарт
Индикаторы по времени их появления:
большое количество исков поставщиков.

Монетка
Индикаторы по времени их появления:
информация о возникновении задолженности отдельным поставщикам.


В. Методы противодействия взысканию

Одним из основных методов противодействия взысканию является выделение отдельных компаний, которые ведут закупки для продажи в магазинах сети и не имеют в собственности какого-либо имущества (недвижимости и т. д.).

В некоторых случаях крупные ритейловые сети, столкнувшись с профессионально организованным взысканием, начинают своего рода шантаж поставщиков, обратившихся к коллекторским агентствам: или вы отказываетесь от услуг коллекторов, или мы точно не будем платить.

В некоторых случаях противодействие взысканию может быть квалифицировано как злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ). Проанализировав практику (в том числе, связанную с уклонением от уплаты налогов и сборов), можно выделить следующие варианты злостного уклонения руководителя организации от погашения задолженности:
перенаправление денежных поступлений за уже реализованные товары, произведенные работы или оказанные услуги в другие организации. Покупателям отправляется письмо с просьбой произвести оплату на счет другой организации. Таким образом, денежные средства не поступают на расчетный счет, с которого их могли изъять судебные приставы. Возможно именно такая ситуация возникла при взыскании задолженности ГК Банана-мама;
открытие множества расчетных счетов, на которые приставы-исполнители не успевают накладывать арест;
неотражение в официальной документации реальной хозяйственной деятельности;
продажа имущества другим якобы независимым организациям по заниженным ценам;
передача имущества в качестве уставного капитала во вновь создаваемые организации.


Г. Эффективные методы взыскания долгов

В данном разделе представлено краткое описание методов корпоративного коллекторства*, которые показали свою эффективность в рамках проекта «Долги ритейловых сетей».

* Корпоративное коллекторство — комплексное взыскание задолженности организаций

Г1. Методы корпоративного коллекторства используемые в настоящее время

PR-сопровождение взыскания — это описание, демонстрация и реализация возможности законного распространения информации о наличии задолженности и последствиях ее взыскания по ключевым для должника точкам (аудиториям, отдельным организациям и лицам).
Планирование PR-сопровождение взыскания, которое включает возможность точечного и массового информирования, базируется на расширении представления о проблемной ситуации (исследовании систем, в которые включен должник, и т. д.) и моделировании поведения должника. При контакте с должником и распространении информации соблюдаются ограничения установленные гражданским (ст. 152 ГК РФ и др.) и уголовным законодательством (ст.ст. 129, 163, 330 УК РФ).

Пример развернутого PR-сопровождения взыскания — работа Коллекторского агентства Центр ЮСБ по взысканию задолженности с ООО «ТД «Триал» (группа компаний Банана-мама), которая способствовала взыскания части задолженности и проявилась в следующих публикациях:

«Банана-мама» отдает не всем // Ведомости. 04.06.2008, №101 (2123)
Продавец Барби требует денег // Ведомости. 23.06.2008, №113 (2135)
Куда уходит детство // "Секрет фирмы", № 25(257) от 30.06.2008 г. (пример антикризисного PR группы Банана-мама
Вам банан // "Секрет фирмы", № 30(262) от 04.08.2008 г.
и др.

Также некоторые пресс-релизы в рамках проекта «Долги ритейловых сетей» были размещены в интернете от имени КА Центр ЮСБ и Центра развития коллекторства (представляет интересы ООО «Компания «Мир детства» (г. Екатеринбург):
http://news.peredsudom.ru/company/company_151.html
http://news.peredsudom.ru/company/company_132.html
http://www.raso.ru/?action=show&id=52703
и др.

Переговоры
Предложение компромисса (возможности выкупа своих долгов с дисконтом)


Коллекторский мониторинг долговых проблем






Г2. Методы корпоративного коллекторства актуальные в будущем

Медиация (посредничество) на базе компромиссов
Согласование с привлечением сторонней незаинтересованной организации (лица) или коллекторского агентства условий погашения задолженности, учитывающих реальные возможности должника и кредитора.
Наиболее вероятными компромиссными условиями являются:
согласование постепенного и растянутого во времени погашения задолженности;
предоставление отсрочки оплаты долга при открытии информации об источниках и сроках получения средств для погашения задолженности;
перевод долга не организацию, в собственности которой находится основная часть имущества сути;
и др.
Основные проблемы, связанные с медиацией, заключаются в отсутствии наработанной практики такого рода процедур и однозначного доверия к организациям (лицам), которые могли бы эти процедуры осуществить. Также возможны некоторые конфликты интересов между медиаторами, коллекторами и юристами.

Коллекторский мониторинг решений долговых проблем
Проведение опроса руководителей организаций определенного типа на тему, как они решают сложные долговые проблемы. Подобный опрос позволяет:
выявить типовые варианты конструктивного управления задолженностью;
оказать законное репутационное давление на руководителя организации-должника.
Коллекторский мониторинг решений долговых проблем может проводиться кредиторами или коллекторскими агентствами самостоятельно либо с привлечением отраслевых объединений и консультационных компаний. Результаты мониторинга используются в точечном или массовом информировании.